четверг, 18 мая 2017 г.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упражнение 1. Замени прямую речь косвенной.
«Живей, живей, ребята, подсобляйте!» - крикнул Николай Петрович.
«Да, я знаю вас, Базаров», - подтвердила она.
«Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, - проговорил Аркадий, - и я ничем не занимаюсь».
«Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», - продолжал говорить Николай Петрович.
Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой!»
Я спроси его: «Да ты умеешь ли плавать?»
Илюша крикнул ему вслед: «Смотри, не упади в реку!»
Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была.
Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет.
Отец крикнул Феде. Чтобы он держал правее.
Дубровский спросил, все ли здесь и не осталось ли кого в доме.
Сергей спросил тихо, почему она ушла.

Николай Петрович воскликнул ребятам,что бы те живее двигались и подсобили.
Она подтвердила, что знает Базарова.
Аркадий проговорил, что его зовут Аркадий Николаевич Кирсанов и что он ничем не занимается.
Николай Петрович продолжал говорить, что хлопот у него с мужиками в нынешнем году.
Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову,что бы взял его с собой.
Я спросил его умеет ли он плавать.
Илюша крикнул ему вслед, чтобы он смотрел, не упал в реку.
Кирилл Петрович спросил: «Маша, где ты была?»
«Погода славная будет»,- заметил я, глядя на светлое небо.
Отец крикнул Феде: «Держи права».
Дубровский спросил: «Все здесь, ни кого не осталось в доме»:
Сергей тихо спросил: «Почему она ушла»:

Упражнение 2. Замени прямую речь косвенной.
1. «Соседка, перестань срамиться», - ей Шавка говорит.
2. «Добрый человек! – закричал ямщик. Где дорога?»
3. Директор спросил, что дождь перестал.
4.По мнению учёных этот провал угасший кратер.
5. Он объявил, что пойдёт спать.
6.Вечером ворвалась весть: «Царя скинули!»

Шавка говорила соседке, чтобы она перестала срамиться.
Ямщик закричал доброго человека дорогу.
Директор спросил: «Дождь перестал?».
Он сказал: «Учёных этот провал угасший кратер».
Он объявил: «Я пойду посплю».
Вечером ворвалась весть, что царя скинули.

Урок 2.

Упражнение 1.Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.


1) Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матве¬евна, не задавали нам то, о чем спрашивали». 2) «Что-то случилось?» — спросила мать, как бы придерживая сердце рукой. 3) «Меня потрясает гнев человека, который гневается раз в году»,— сказал кто-то из тех, чьи изречения стоит запоминать. 4) «На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,— опять попросил я таксиста. 5) «Памятники надо ставить при жизни,— включился в разговор папа.— Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»…но при жизни». 6) «Дешевое дороже обходится!» — оглядевшись по сторонам, открыл мне житейскую тайну Владик. 7) «Красивые лица для художника неинтересны,— ответила Оля.— А внутренней красоты я в Антонине не заметила». 8) Принц Датский подошел ко мне на перемене, сунул в руку листок и сказал: «Вот… пришло кое-что на ум. Может, тебе будет приятно?» (Из произведений А. Алексина)

Упражнение 2. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.
1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.
2) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.
3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.

Упражнение 3.
Перепишите, расставляя знаки препинания и заменяя, где необходимо, строчные буквы прописными. Границы прямой речи обозначены //...//.
1) А где мой товарищ// промолвил Олег// скажите где конь мой ретивый (П.) 2) А что же вы понимаете в этом разрешите спросить// сказал он голосом показавшимся противным ему самому// что вы находите в этой мазне (Пауст.) 3) Да...// сказал он и резко повернулся ко мне// да... ну что ж посмотрим (Пауст.) 4) Вы знаете// перебил хозяин взволнованно// я из-за него сижу на полу Вот-с полюбуйтесь ну что он понимает в журналистике// хозяин ухватил Короткова за пуговицу// будьте добры скажите что он понимает (Булг.) 5) Господи господи// бурно зарыдал Коротков// опять он да что же это (Булг.) 6) Нет ох нет товарищ// выговорил ошеломленный Коротков и шагнул к сетке// не задерживайте меня (Булг.) 7) Один мой знакомый который хорошо знает арабский язык так он сравнивал арабские поговорки с русскими и получались прелюбопытнейшие параллели. Например арабы говорят// честь это алмаз который делает нищего равным султану// а по-русски выходит// что за честь коли нечего есть// то же насчет гостеприимства арабская пословица говорит// Воскресенский вдруг встал (Купр.) 8) Подожди-ка малость Сергей// окликнул он мальчика// никак там люди шевелятся вот так история (Купр.) 9) Противный ты человек Михаленко// сказал он равнодушно (Купр.) 10) Ромашов насторожился и глядя не на Петерсона а на председателя ответил грубовато// да бывал но я не понимаю какое это отношение имеет к делу (Купр.) 11) И говорю ей// как вы милы// но мыслю// как тебя люблю (П.) 12) Какая крикливая книга// говорил он и морщился// в ней люди невыносимо орут спорят плачут нет сил разобраться в этом вопле (Пауст.) 13) Ночь уже достаточно темна// сказал он// чтобы смотреть античные статуи (Пауст.)

Упражнение 4.
Перепишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания.
1) Замолчи строго сказал Красильщиков. 2) Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге» сказала она Никогда там не была и вообще очень неопытна Воображаю что вы обо мне думаете А на самом деле вы моя первая любовь. 3) Вы со мной говорите уже на «вы» задыхаясь сказал я вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты» Почему спросила она подняв брови. 4) Наконец Соня говорила Ну спать и простясь с ними я шел к себе... 5) Когда я подбежал к ним он взглянув на меня успел весело крикнуть А доктор здравствуйте в то время как она побледнела до гробовой синевы... 6.) Как блестят глаза сказал он Тебе не холодно.

Упражнение 5. Переведите прямые вопросы в косвенные.
1) На стадионе Нину спросили: «За сколько секунд ты пробегаешь стометровку?» 2) Мать спросила дочку: «Ты хочешь научиться печь пироги?» 3) Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?» 4) Отец спросил сына: «Нравится тебе работать в столярной мастерской?»
Упражнение 6. Замените прямую речь косвенной речью.
1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!» 2) Учитель предупреждал: «Приходите заранее, потому что лекционный зал будет переполнен слушателями». 3) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки. 4) «К месту приземления межпланетных кораблей на Памире можно пройти только по горным тропам», — утверждали местные жители. 5) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».

Комментариев нет:

Отправить комментарий